![Информационные материалы. Информационные материалы.](/netcat_files/generated/93/123/760x570/601/8ef1b78ef551488a260b0753c523292c.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=61625d34612fb2acc220821784454214&resize_mode=0&wm_m=0)
Росреестр разъяснил, как будет работать закон об освоении
и использовании земельных участков
Друзья, с 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ, которым определяется трёхлетний срок для освоения земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов, садовых и огородных земельных участков.
Ряд СМИ и телеграм-каналов опубликовали новость о том, что теперь у собственников в упрощённом порядке могут быть изъяты земельные участки в связи с их неиспользованием. Эта информация не соответствует действительности, поскольку законодательством никакого «упрощённого» порядка изъятия не предусмотрено.
Данный закон наоборот предусматривает новые механизмы защиты прав собственности граждан и не расширяет список оснований для изъятия участков или увеличения штрафов за их неиспользование.
Все подробности уже на сайте. Доверяйте только проверенным источникам информации!
Росреестр разъяснил, как будет работать закон об освоении
и использовании земельных участков
Друзья, с 1 марта 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 08.08.2024 № 307-ФЗ, которым определяется трёхлетний срок для освоения земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов, садовых и огородных земельных участков.
Ряд СМИ и телеграм-каналов опубликовали новость о том, что теперь у собственников в упрощённом порядке могут быть изъяты земельные участки в связи с их неиспользованием. Эта информация не соответствует действительности, поскольку законодательством никакого «упрощённого» порядка изъятия не предусмотрено.
Данный закон наоборот предусматривает новые механизмы защиты прав собственности граждан и не расширяет список оснований для изъятия участков или увеличения штрафов за их неиспользование.
Все подробности уже на сайте. Доверяйте только проверенным источникам информации!
Особенности приватизации жилых помещений
Приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Приватизация дает права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Например, если гражданин проживает по договору социального найма в государственной или муниципальной квартире, распоряжаться ею по собственному усмотрению нельзя.
Приватизация жилых помещений регулируется Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Бесплатная приватизация жилых помещений является бессрочной.
Закон запрещает приватизировать жилые помещения в аварийном состоянии, а также в общежитиях и в домах закрытых военных городков, а также нельзя приватизировать служебные жилые помещения. Но, бывают исключения: например, можно приватизировать служебное жилье, если оно располагалось в совхозе или колхозе.
Законными условиями для приватизации являются:
- предоставление приватизируемого жилого помещения гражданам на условиях социального найма;
- полномочия передающих жилье органа или организации и подписавшего договор должностного лица;
- наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства Российской Федерации;
- соблюдение прав несовершеннолетних и других лиц, имеющих право пользования жилым помещением, следует отметить, что несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия. Лишить детей возможности участвовать в приватизации можно только с разрешения органов опеки и попечительства;
- соблюдение принципа однократности приватизации жилья;
- обращение за государственной регистрацией одновременно всех участвующих в приватизации граждан.
В соответствии со ст. 6 Закона № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно статье 7 Закона № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым с органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом нотариального удостоверения данного договора не требуется.
Т.М. Бросалина
специалист 1 разряда Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Наиболее характерные основания для приостановления учетно-регистрационных действий
В результате анализа решений о приостановлении учетно-регистрационных действий за второе полугодие 2024 года установлено, что наиболее распространенным основанием для приостановления государственной регистрации является наличие в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) записи об ограничении (обременении) в виде ареста или запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом. Владелец недвижимости перед сдачей документов на государственную регистрацию может узнать информацию о принадлежащем ему объекте недвижимости, в том числе имеющихся ограничениях (обременениях), с помощью сервиса Росреестра «Личный кабинет правообладателя», который размещен на главной странице сайта ведомства. Получить справочную информацию из ЕГРН об объектах недвижимости можно также с помощью бесплатного сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра.
В случае, если в отношении объекта недвижимости имеются такие ограничения (обременения) в виде ареста или запрета, то собственнику необходимо обратиться в орган, наложивший такое ограничение, за снятием.
Кроме того, основанием для принятия решений о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество являются наличие в ЕГРН актуальных записей об ограничении (обременении) прав на объекты недвижимости в виде ипотеки.
При переходе права собственности по договору или снятии объекта недвижимости с кадастрового учета собственнику необходимо убедиться об отсутствии в ЕГРН актуальных сведений об ограничении (обременении) в виде ипотеки. В случае наличия такой записи предпринять меры для ее погашения до сдачи соответствующих документов в орган регистрации прав.
Порядок погашения регистрационной записи об ипотеке установлен в статье 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
В случае, если была выдана закладная, для погашения записи об ипотеки в орган регистрации прав могут быть представлены:
- совместное заявление залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- заявление законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
- заявление залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.
В случае, если закладная не выдавалась, в орган регистрации прав необходимо представить совместное заявление залогодателя и залогодержателя или только залогодержателя.
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки.
В случае, если ограничение (обременение) в виде ипотеки переходит на покупателя, то необходимо представить в орган регистрации прав согласие залогодержателя, а также указать на наличие такого обременения в договоре об отчуждении недвижимого имущества.
Почти все объекты культурного наследия включены в ЕГРН
В Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) включено 99,8% объектов культурного наследия (ОКН) Алтайского края. На территории региона зарегистрировано 1638 таких объектов.
Начало строительных работ, реконструкция или ремонт на территории объектов культурного наследия без соблюдения установленных норм может привести к штрафам и судебным разбирательствам. Владельцев таких объектов могут обязать устранить выявленные нарушения, а в крайних случаях имущество может быть изъято у собственника. Это возможно, если владельцы зданий, квартир, офисов или земельных участков нарушают законодательство в области охраны объектов культурного наследия.
Здания или отдельные помещения, признанные объектами культурного наследия, могут находиться в частной собственности или аренде. Они могут использоваться под жилье, офисы, банки, кафе, магазины, медицинские учреждения, образовательные центры и другие цели. Владельцы этой недвижимости обязаны сохранять её исторический облик и использовать её строго по назначению. При возникновении повреждений или аварий они должны немедленно уведомлять органы охраны памятников культуры.
Включение информации об объектах культурного и исторического значения в Единый государственный реестр недвижимости помогает защитить их от неправомерных действий. Помимо самих объектов культурного наследия, в ЕГРН также фиксируются данные о земельных участках, на которых расположены эти объекты (территории ОКН) и обеспечивающих их сохранение (охранные зоны ОКН). Чтобы сохранить историческое окружение объектов культурного наследия, вокруг них создаются специальные зоны охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также зона охраняемого природного ландшафта. В пределах охранной зоны любая хозяйственная деятельность запрещена, за исключением мероприятий, направленных на поддержание исторической или природной среды объекта. На территории самого ОКН запрещается любое новое строительство или проведение земляных работ, если они не связаны с восстановлением его первоначального вида. В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности вводится специальный режим землепользования, который накладывает ограничения на строительство и хозяйственные мероприятия. Этот режим определяет требования к реконструкции уже существующих зданий и сооружений, например, сокращение этажности и высоты построек, использование определённых материалов при строительстве, а также соблюдение правил внешнего оформления зданий. Создание зоны охраняемого природного ландшафта предполагает введение запрета или ограничений на строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в пределах данной зоны. Эти меры направлены на сохранение природных территорий, таких как долины рек, озёра, леса и открытые пространства, прилегающие к объектам культурного наследия.
Сейчас в ЕГРН имеются данные о 1633 объектах, что соответствует 99,8% от общего числа объектов, включённых в Государственный реестр объектов культурного наследия. Также в ЕГРН зафиксированы сведения о 2218 границах территорий ОКН и 2304 охранных зонах ОКН. Более половины всех объектов культурного наследия Алтайского края - памятники, посвящённые Великой Отечественной и Гражданской войнам.
Национальная система пространственных данных – современная цифровая платформа
23 декабря 2024 года привычная Публичная кадастровая карта (ПКК) уступила место современной цифровой платформе — Национальной системе пространственных данных (НСПД).
Новая платформа предлагает пользователям улучшенные возможности для работы с пространственными данными как для профессионалов, так и для рядовых пользователей, обеспечивает более точное и быстрое выполнение задач.
Новый сервис доступен на портале НСПД по адресу https://nspd.gov.ru.
Для доступа к полному функционалу НСПД потребуется авторизация через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).
О результатах работы Управления Росреестра по Алтайскому краю по обследованию пунктов геодезической сети, расположенных
на территории региона
На территории Алтайского края учтено 4086 пунктов государственной геодезической сети (ГГС).
В 2024 году Управление Росреестра по Алтайскому краю (Управление) провело визуальный осмотр 617 пунктов государственной геодезической сети (ГГС) на местности, чтобы оценить их сохранность и пригодность для проведения геодезических и картографических работ. Общее количество обследованных пунктов ГГС Управлением составляет 3015 штук.
Кроме того, Управление осуществляет поиск на местности пунктов государственной нивелирной сети 1 и 2 классов, а также определяет координаты их центров с точностью не более одного метра и устанавливает охранные зоны этих пунктов. Из 1646 пунктов, расположенных на территории Алтайского края, координаты с необходимой точностью установлены для 777 пунктов, а охранные зоны внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Это составляет 47% от общего количества пунктов.
Владельцам, пользователям, арендаторам земельных участков, а также зданий, строений и сооружений, в конструкциях которых установлены геодезические пункты, следует обеспечить сохранность этих пунктов и знать, что в пределах границ их охранных зон запрещено проводить работы, которые могут привести к повреждению или уничтожению пунктов. Нельзя разрушать, перемещать, засыпать или повреждать элементы пунктов, а также размещать объекты и предметы, которые могут затруднить доступ к пунктам.
Пункты ГГС представляют собой систему геодезических пунктов, закреплённых на местности. Для каждого из них определено положение в единой системе координат и высот. Эти пункты служат основой для проведения геодезических, картографических и кадастровых работ, что, в свою очередь, способствует решению множества инженерно-технических задач, актуальных как для народного хозяйства, так и для науки и обороны страны. Например, они обеспечивают геодезическое обеспечение при изучении земельных ресурсов и землепользования, создании кадастра, строительстве, разведке и освоении природных ресурсов.
Порядок осуществления учетно-регистрационных действий
в случае сноса объекта капитального строительства
Согласно российскому законодательству гибель или уничтожение имущества служит основанием для прекращения права собственности на него (п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ). Однако прекращение права собственности на объект недвижимости в такой ситуации не происходит автоматически. Это значит, что, несмотря на фактическое прекращение существования объекта, он будет числиться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до момента прекращения записи о праве собственности и снятия с кадастрового учета.
В целях сноса объекта капитального строительства (далее – ОКС) застройщик или технический заказчик подаёт в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе ОКС не позднее чем за 7 рабочих дней до начала выполнения работ. К уведомлению прилагаются материалы обследования ОКС и его результаты.
Проект организации работ по сносу ОКС, приложение таких документов к уведомлению не требуются только в отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не нужна (гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования).
Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня поступления уведомления проводит проверку наличия указанных документов, обеспечивает размещение уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИОСГД) и уведомляет о таком размещении орган регионального строительного надзора.
Затем в соответствии с ч. 12 ст.55.31 ГрК РФ застройщик или технический заказчик не позднее 7 рабочих дней после завершения сноса объекта подаёт в орган местного самоуправления уведомление о завершении сноса.
Данный уведомительный порядок не распространяется на случаи сноса ОКС в целях строительства нового ОКС, реконструкции ОКС.
Подача уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства, может осуществляться:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
Снятие с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращение прав на него осуществляется на основании акта обследования (ст. 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости.
Изготовленный акт выдается правообладателю и является основанием для его обращения в любое подразделение Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) с заявлением о снятии недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.
Т.М. Бросалина
специалист 1 разряда Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Международный конкурс детской карты мира имени Барбары Печеник
Росреестр приглашает ребят до 15 лет поучаствовать в российском этапе Международного конкурса детской карты мира имени Барбары Печеник.
Для каждой возрастной категории (до 5 лет, с 6 до 8, с 9 до 12 и с 13 до 15) предусмотрены 3 призовых места. Авторы лучших работ получат памятные подарки и будут номинированы для участия в международном этапе.
Узнать больше подробностей о конкурсе, а также заполнить заявку на участие можно по ссылке. Приём работ продлится до 23 марта - присоединяйтесь!
Законопроект Росреестра о проведении кадастровой оценки
с помощью НСПД
Государственная Дума приняла в I чтении законопроект Росреестра, который позволит проводить кадастровую оценку с использованием Национальной системы пространственных данных (НСПД).
Законопроектом предусмотрен унифицированный подход к определению кадастровой стоимости. Мы предлагаем с 1 января 2026 года проводить государственную кадастровую оценку во всех субъектах РФ с использованием единого программного обеспечения, а именно компонентов НСПД. Появится централизованная платформа для взаимодействия всех участников государственной кадастровой оценки, в которую будут интегрированы необходимые информационные системы.
Добавим, что платформа будет содержать пространственные данные, являющиеся ценообразующими факторами. Данное решение позволит осуществлять сбор, накопление и обмен сведениями для определения справедливой кадастровой стоимости. В результате повысится точность результатов кадастровой оценки и прозрачность алго