Об итогах государственного земельного надзора в 2023 году
В связи с введенными ограничениями, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336, в 2023 году в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) Управлением проводились только внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия. При этом все мероприятия со взаимодействием с контролируемыми лицами проводились после согласования с органами прокуратуры. Превалирующее число мероприятий в 2023 году проводилось без взаимодействия с контролируемыми лицами, деятельность Управления была нацелена на профилактику нарушений.
Всего в 2023 году проведено 5042 контрольных (надзорных) мероприятий,
в том числе 5007 мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами (2615 выездных обследований и 2392 наблюдений за соблюдением обязательных требований) и 35 мероприятий со взаимодействием с контролируемыми лицами (1 выездная проверка, 1 документарная проверка, 6 рейдовых осмотров и 27 инспекционных визитов).
В Прокуратуру Алтайского края в 2023 году направлено 60 заявлений о согласовании проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
По результатам проведенных мероприятий выдано 33 предписания об устранении выявленных нарушений. При этом 27 нарушений связаны с самовольным занятием земельных участков (ст. 7.1 КоАП РФ), 5 связаны с нецелевым использованием земельных участков (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), 1 связано с неоформлением прав на земельный участок (п. 1 ст. 26 ЗК РФ).
Кроме того, выявлено 2174 признака нарушений земельного законодательства, объявлено 2206 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Мероприятия по федеральному государственному земельному контролю (надзору) проведены на 4522 земельных участках общей площадью 419,56 тыс. га.
К административной ответственности привлечено 25 нарушителей земельного законодательства в т.ч.: 21 лицо - за самовольное занятие земельного участка и 4 - за использование земельного участка не по целевому назначению.
Принят новый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей
Росреестром принят новый приказ от 15.03.2023 № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», который вступил в силу 05.12.2023 г.
Новый порядок отражает внесенные изменения в статью 225 Гражданского кодекса РФ о том, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами муниципального самоуправления, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов.
При этом лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, теперь смогут обращаются с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
Из изменений также можно отметить и то, что теперь в качестве бесхозяйного на учет может быть также поставлен объект незавершенного строительства, в то время как раньше на учет в качестве бесхозяйного принимались только здания, сооружения, помещения.
«Как узнать, что многоквартирный дом признан аварийным?»
На вопрос отвечает начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Кирилов:
«Получить сведения о том, что многоквартирный дом признан аварийным либо о том, что квартира расположена в многоквартирном доме, признанном аварийным, можно в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости или в виде выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах, заказанной на соответствующий объект.
Сведения о признании дома аварийным направляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае принятия ими соответствующих решений, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно лично, обратившись в офисы МФЦ, в электронном виде с помощью сервисов на сайте Росреестра или воспользовавшись выездным обслуживанием Роскадастра. Сведения из реестра недвижимости предоставляются в срок не более трех рабочих дней».
Как стать владельцем заброшенной недвижимости?
Во многих населенных пунктах нашей страны существуют заброшенные земельные участки. Из-за отсутствия владельца их территория не облагорожена и не используется по целевому назначению. Можно ли стать владельцем заброшенной недвижимости и что при этом стоит учитывать?
Способ 1. Найти владельца и купить участок
Для начала следует выяснить, существует ли у заброшенного дома и земельного участка, на котором он расположен, владелец. Для этого нужно:
1. Обратиться к председателю садового товарищества (СНТ), на территории которого находится заброшенное владение, либо в орган местного самоуправления, если земельный участок с домом находятся в населенном пункте;
2. Посмотреть информацию о владельце на публичной кадастровой карте по кадастровым номерам земельного участка и дома;
3. Запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), которая также позволит проверить наличие на территории обременений.
Если таким образом удалось установить, что у объекта недвижимости есть собственник, то приобрести дом и земельный участок можно по договору купли-продажи.
Стороны должны подготовить необходимый пакет документов для государственной регистрации прав. Кроме договора купли-продажи, потребуется предоставить заявления:
- От продавца – 2 заявления: о государственной регистрации перехода права собственности на участок и дом;
- От покупателя – тоже 2 заявления: о государственной регистрации права собственности на участок и дом;
- Покупателю также необходимо оплатить государственную пошлину за регистрацию своих прав (отдельно за участок и за дом).
Подать документы можно несколькими способами:
- лично через МФЦ;
- в электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра;
- дистанционно посредством выездного обслуживания.
Способ 2. Хозяин должен отказаться от запущенного участка
Этот вариант реализуется на практике довольно редко, однако такие случаи тоже встречаются. Для этого хозяин сам должен обратиться в Росреестр с заявлением об отказе от участка. Тогда на такой земельный участок регистрируется право собственности, например, муниципалитета, на территории которого этот участок находится (одновременно с регистрацией прекращения права его прежнего собственника).
Затем его выставят на торги или передадут в аренду.
Способ 3. Получение участка после его изъятия
По законодательству земельный участок может быть изъят, если он предназначен для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и не используется по целевому назначению в течение 3 лет (если более длительный срок не установлен законом). Однако стоит помнить, что изъятие земельных участков является исключительной мерой и возможно лишь в том случае, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения, и только на основании решения суда.
ВАЖНО! Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.
Если все-таки произошло так, что земельный участок был изъят, он становится частью муниципальной собственности, и заинтересованное лицо может его приобрести.
Способ 4. Оформить участок, если владельца найти не удалось
Если владельца объекта недвижимости найти не удалось, то, возможно, это бесхозяйное имущество.
ВАЖНО! По закону под бесхозяйным понимается объект, у которого отсутствует владелец, он не известен или отказался от права собственности. При этом бесхозяйной вещью может быть признано только здание (например, дом); земельный участок бесхозяйной вещью быть не может.
Если вы хотите приобрести такую недвижимость, алгоритм действий будет выглядеть так:
1. Для начала сведения о бесхозяйном объекте должны быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). С заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта в орган регистрации прав обращается муниципальный орган, на территории которого он находится.
2. Через год со дня постановки бесхозяйного объекта недвижимости на учет муниципальный орган может обратиться в суд с требованием о признании на него права муниципальной собственности.
3. Получив вступившее в законную силу решение суда, муниципалитет обращается в Росреестр с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на этот объект.
4. После этого землю вместе с домом можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить.
В то же время может возникнуть ситуация, когда вы оформили бесхозяйную недвижимость в собственность, но неожиданно появился предыдущий владелец. На практике такие ситуации возникают довольно редко. Бывший хозяин, возможно, захочет оспорить право нового собственника. В этом случае вопрос решается в судебном порядке.
Способ 5. Приобретательная давность
Еще одним способом стать законным владельцем заброшенного участка является приобретательная давность. Согласно положениям статьи 234 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо, которые не являются собственниками имущества, но непрерывно и добросовестно владеют им как своим собственным имуществом в течение 15 лет, могут приобрести на него право собственности в силу приобретательной давности.
Для этого необходимо подготовить пакет документов и вместе с заявлением подать в суд общей юрисдикции по месту нахождения такого имущества. После получения судебного решения можно обращаться в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности. Как правило, такие дела в упрощенном производстве рассматриваются в течение двух месяцев с момента поступления заявления в суд.
Как изменить адрес объекта недвижимости?
Присваивать, изменять и аннулировать адрес — ответственность местных органов власти (ОМС). Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц. Достоверность, полноту и актуальность содержащихся в Государственном адресном реестре сведений об адресах обеспечивают ОМС и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение органов местного самоуправления о присвоении, изменении или аннулировании адреса подлежит обязательному внесению в государственный адресный реестр в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Предоставление сведений об адресах осуществляется бесплатно и предоставляются территориальным налоговым органом в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса.
Налоговый орган, как оператор федеральной информационной адресной системы, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении, изменении или аннулировании адресов обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН.
Как внести изменения в ЕГРН заинтересованному лицу
Важную роль в системе ведения и наполнения ЕГРН играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также других ведомств, с органом регистрации прав.
Межведомственное взаимодействие подразумевает возложение обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления осуществлять обмен информацией и документами, находящимися в их распоряжении, для внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости, правообладателях в ЕГРН и их актуализацию.
Орган регистрации прав после получения документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом орган регистрации прав уведомляет правообладателей объектов недвижимости о внесении таких сведений в ЕГРН.
Однако на практике некоторые граждане могут столкнуться с ситуацией, когда какие-то сведения ЕГРН не актуализированы, например, адрес объекта недвижимости, реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя, или сведения о наличии ограничений/обременений в отношении объекта недвижимости.
Если такие сведения по какой-то причине не были внесены в ЕГРН, заинтересованное лицо может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН. Под заинтересованными лицами закон понимает граждан и юридических лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты. Закон не обязывает их предоставлять вместе с заявлением необходимые подтверждающие документы. Орган регистрации прав сам в течение трех рабочих дней запросит их в органах государственной власти и местного самоуправления. Однако закон и не лишает заинтересованное лицо права представить такие документы самостоятельно, что будет способствовать скорейшему уточнению данных. Внесение изменений в ЕГРН производится без уплаты государственной пошлины.
Подать заявление об уточнении сведений можно либо лично через офисы многофункционального центра вне зависимости от места расположения недвижимости, места жительства или адреса нахождения заявителя, либо в электронном виде через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или Единый портал государственных услуг (Госуслуги) https://www.gosuslugi.ru.