Администрация Подстепновского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края
658537, Алтайский край, Ребрихинский район, с. Подстепное, ул. 50 лет ВЛКСМ,9

Информационные материалы

Автор: Кирилов Максим Владимирович
Информационные материалы.

Административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков.

 Обращаем внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами в соответствии, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. 

Земельный участок должен использоваться в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, указанными в сведениях ЕГРН.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). 

Например, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования: «для садоводства», используется собственником для размещения магазина. В этом случае усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют.

Использование земельного участка не по целевому назначению полностью или частично не влияет на квалификацию указанного правонарушения.

Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Устранение данного правонарушения возможно путем прекращения использования земельного участка не по назначению, либо путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования в соответствии с фактическим видом использования.

Какую ответственность может понести кадастровый инженер?

Деятельность кадастрового инженера подлежит контролю со стороны саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой он является.

 В зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий кадастрового инженера могут привлечь к административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

 За определенные умышленные нарушения кадастровый инженер может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Такими нарушениями являются: 

- внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;

- подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории.

 Ответственность будет зависеть от суммы ущерба, который возникнет в результате действий инженера.

 Гражданско-правовая ответственность кадастрового инженера может наступить в виде:

- обязанности возместить причиненные убытки заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам. Гражданская ответственность кадастрового инженера в этой части должна быть застрахована, соответственно, оплата производится за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования;

- мер, предусмотренных договором подряда на выполнение кадастровых работ (например, в виде обязанности уплатить неустойку). 

 Действия кадастрового инженера в рамках договора подряда на проведение кадастровых работ по оформлению межевого плана, технического плана и акта обследования могут быть оспорены в судебном порядке.

 Дисциплинарная ответственность: меры дисциплинарного воздействия к кадастровому инженеру могут применить следующие:

-  предписание об устранении нарушений в определенный срок;

-  предупреждение;

-  штраф;

- исключение из СРО. При этом исключенный инженер не сможет вступить в другую аналогичную организацию в течение определенного срока. Таким образом, он на некоторое время лишается возможности осуществлять деятельность в качестве кадастрового инженера. Исключить инженера из СРО могут, например, если он часто допускает ошибки при составлении документов, в результате чего орган регистрации прав вынужден исправлять реестровые ошибки или отказывать в осуществлении кадастрового учета.

Количество отказов (решений об устранении реестровых ошибок), по достижении которого кадастрового инженера следует исключить из СРО, определено действующим законодательством;

- иные меры ответственности, которые установлены внутренними документами СРО.

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Особенности предоставления земельных участков гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйство

Управление Росреестра по Алтайскому краю напоминает о том, что 01.01.2023 вступила в силу новая статья 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ, которой предусмотрено, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с иными случаями, установленными земельным законодательством, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Такие земельные участки будут предоставляться на срок до пяти лет. При этом не потребуется подтверждение отсутствия земельного участка на территориях иных субъектов РФ.

Субъект РФ своим законом может установить предельный размер предоставляемого земельного участка.

 Изменение целевого назначения (категории земель) предоставленного земельного участка не допускается.

 Необходимо  учитывать, что с 01.01.2023 передача арендованного земельного участка в субаренду, передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускаются.

Что делать с предостережением госземинспектора?

На сегодняшний день одним из основных инструментов профилактических мер в целях недопущения нарушений земельного законодательства является предостережение.

Объявляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях, которые не являются основанием для проведения внеплановой проверки. Такие данные могут быть получены в ходе контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, например, из поступивших обращений или из средств массовой информации. Государственный земельный инспектор направляет предостережение не позднее 30 дней со дня получения таких сведений.

Предостережение содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии необходимых профилактических мер. 

«Получив предостережение, правообладателям рекомендуется исполнить требования документа и привести земельный участок в надлежащее состояние. При этом не забывая уведомить госземинспектора о принятии мер в установленный срок. Либо же в случае несогласия контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении указанного предостережения в Управление Росреестра по Удмуртской Республике», - пояснил начальник Ребрихинского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Кирилов.

Управление Росреестра по Алтайскому краю осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Жителям Ребрихинского района в 2023 году госземинспекторами объявлено более 1000 предостережений. Управление Росреестра по Алтайскому краю рекомендует правообладателям, получившим такие предостережения, принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований земельного законодательства.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie